05 АВГ 2015
«МиГ» полета
110 лет назад родился авиаконструктор Артем Микоян
В этот день 110 лет назад родился авиаконструктор Артем Микоян. Машины, созданные под его руководством, вошли в историю не только отечественного, но и мирового авиастроения. На наших знаменитых «МиГах» установлено свыше 55 мировых рекордов.
Первый «МиГ» Микояна
«Строить самолеты» – эта мечта появилась у Артема Микояна еще в детстве. Путь к ее воплощению был нелегким и не всегда прямым, несмотря на семейные связи. Ведь, как известно, Артем Микоян – брат известного советского политического деятеля Анастаса Микояна. Тем не менее он начинал как все: сначала был учеником токаря, потом фабрично-заводское училище в Ростове-на-Дону. А в ноябре 1925 года 20-летний Артем Микоян отправляется покорять Москву и первым делом устраивается токарем на завод «Динамо».
Когда стране понадобились технические специалисты, его отправили в Военно-воздушную академию им. Жуковского. Именно здесь Микоян начал проектировать самолеты. Так появился первый летательный аппарат Микояна – легкий самолет «Октябренок».
В 1937 году выпускник академии Артем Микоян попал военным представителем на московский авиазавод № 1, где производились самолеты известного «короля истребителей» Николая Поликарпова. Здесь Микоян почти сразу же получает первое самостоятельное задание как организатор конструкторской работы над проектом истребителя И-153 «Чайка».
А уже летом 1939 года из состава первого авиазавода выделяется особый конструкторский отдел под руководством Артема Микояна и Владимира Гуревича. Отдел занялся проектом истребителя И-200, будущего МиГ-1. Вскоре подразделение переформировали в самостоятельное конструкторское бюро. Так родился союз конструкторов, который прославится на весь мир – легендарный «МиГ» («Микоян и Гуревич»).
Их самый первый «МиГ» был создан в кратчайшие сроки накануне войны. Новый советский скоростной истребитель МиГ-1 совершил свой первый полет 5 апреля 1940 года. Самолет успешно прошел испытания и был принят в серийное производство. Всего было произведено около 100 машин.
До начала войны в войска успел попасть истребитель-перехватчик МиГ-3, сделанный на основе МиГ-1. Этот самолет обладал рекордными по тем временам характеристиками: высокая скорость 640 км/ч, потолок высоты 12 тысяч метров, что позволяло успешно бороться с самыми высотными самолетами противника.
Истребители МиГ-3 активно участвовали в Великой Отечественной войне. Всего в первый год войны было произведено свыше 3000 МиГ-3. На таком самолете Микояна и Гуревича одержал свою первую победу один из самых знаменитых советских асов Александр Покрышкин.
Лучший в мире самолет
К концу войны стало необходимым создание реактивных боевых самолетов. И в мае 1944 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны о развитии реактивной авиации. Уже через два года поднялся в воздух МиГ-9 – первый отечественный самолет с турбореактивным двигателем. Но какой ценой…
Создание новой машины за такой кратчайший срок требовало работы на износ. Начиная с конструирования первого «МиГа» жизнь Артема Микояна была похожа на бесконечную гонку со временем. При работе над МиГ-9 конструктор получил инфаркт, но вернулся в строй уже через два месяца.
И уже в 1947 году свой первый полет совершил истребитель МиГ-15. Позже знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев, как известно, не склонный к комплиментам, скажет: «МиГ-15 был лучший самолет, бесспорно, лучший самолет в мире!»
Новая «микояновская» машина доказала это на деле, во время Корейской войны. МиГ-15 тогда выиграл сражение с новейшей американской разработкой F-86 «Сейбр», после чего марка «МиГ» стала главным кошмаром американских летчиков.
МиГ-15 первым сформировал основу истребительной авиации ВВС СССР. Он также стал самым массовым реактивным самолетом в истории авиации: всего было выпущено свыше 15 000 машин. МиГ-15 стоял на вооружении около 50 стран мира и окончательно был выведен из эксплуатации лишь в 2006 году.
Последующие разработки под руководством Артема Микояна стали достойным продолжением успеха МиГ-15. Это достигший скорости звука МиГ-17, первый серийный советский сверхзвуковой истребитель МиГ-19, а также один из самых массовых и успешных истребителей мира МиГ-21. Радиолокационную станцию для последнего разработали специалисты «Фазотрона-НИИР», входящего сегодня в КРЭТ.
В 1962 году Микоян принял решение о начале работ по самолетам нового, третьего поколения – МиГ-23 и МиГ-25. Радиолокационные станции для новых истребителей также разрабатывались специалистами «Фазотрона». Кроме того, с МиГ-23 начались успешные работы по снижению радиолокационной заметности и использованию радиопоглощающего покрытия, так называемых стелс-технологий.
Успешная работа и достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артем Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией.
Но все эти успехи давались тяжелейшим трудом и работой на износ. Начиная с 1962 года Микоян стал все чаще болеть. Но даже несмотря на это, он и в больнице находил время для работы, продолжал думать над новыми проектами. 9 декабря 1970 года после операции на сердце Артем Микоян скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Новое поколение
Многие прорывные идеи Артема Микояна продолжают свое развитие в новейших «миговских» машинах. Логическое продолжение легендарного высотного истребителя-перехватчика МиГ-25 – самолет МиГ-31 – до сих пор стоит на вооружении страны.
Это первый отечественный военный самолет четвертого поколения, который может перехватывать и уничтожать воздушные цели на всех высотах, в любое время суток, в любых метеоусловиях, даже при радиолокационных помехах со стороны противника. И это неспроста, ведь именно МиГ-31 первым в мире получил радиолокатор с фазированной решеткой – РЛС «Заслон» разработки НИИП им. Тихомирова, входящего сегодня в КРЭТ. Фактически в ОКБ «МиГ» создали самолет для сетецентрических операций, хотя в те годы такие термины еще не существовали.
Сегодня в России истребители МиГ-31 модернизируются. Боевые возможности машины расширит РЛС «Заслон-М» разработки КРЭТ. В новом радиолокаторе дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км.
За период после 1999 года в ОКБ им. Микояна разработаны и новые модификации самолета МиГ-29. Первой из них стал МиГ-29СМТ, на котором впервые появилась современная БРЛС «Жук-МЭ» разработки корпорации «Фазотрон-НИИР».
Следующим крупным шагом стало создание многофункционального корабельного истребителя МиГ-29К/КУБ, который поступает на вооружение ВМС Индии. А для новейшего истребителя МиГ-35 специалистами КРЭТ была разработана первая отечественная БРЛС с АФАР «Жук-АЭ».
По мнению многих экспертов, МиГ-29К и МиГ-35 имеют значительный потенциал для модернизации и могут быть востребованными на рынке примерно до 2040 года. В этом, пожалуй, и заключается особый «миговский» стиль – в умении создавать «самолеты-солдаты», которые сочетают в себе не только отличные боевые характеристики, высокую надежность и неприхотливость в эксплуатации, но и значительный модернизационный потенциал.
По материалам КРЭТ