На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Новая индустриализация или куда пойти учиться

182373_179798032160812_1760605295_n

Наша страна вопреки скептически настроенному общественному бессознательному переживает сейчас период новой индустриализации. Именно поэтому у России получается выживать на мировой политической и экономической арене. Как мы помним, для того, что б СССР прекратил свое существование Горбачев первым делом нанес сокрушительный удар по советской промышленности, взяв курс на пресловутую "конверсию", когда крупнейшие предприятия ВПК стали выпускать вместо танков скороварки.

В итоге, индустрия, которая в течение долгих лет создавалась советской империей к концу 80-х стала представлять собой жалкое неконкурентоспособное зрелище. Были и исключения, но столь незначительные, что ими можно пренебречь. Так, собственно и получилось, поскольку СССР в итоге был упразднен тремя росчерками пера в Беловежской пуще.

Уничтожение промышленности повлекло за собой совершенно очевидным образом и упадок высшего образования. В СССР все вузы, кроме, разумеется, гуманитарных, создавались специально для кадрового обслуживания отраслей народного хозяйства. В 1929 году ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о создании специализированных высших учебных заведений, готовящих специалистов в области машиностроения, авиастроения, энергетики и т.д. До тех пор по сути существовал только МВТУ им. Баумана, а этого было определенно недостаточно. После указанного пленума вузы стали формироваться с невиданной скоростью в огромных количествах. Все они с течением времени стали гордостью советского образования.

Так, например, Московский Энергетический институт (МЭИ) появился в 1930-м году. В первые годы МЭИ интенсивно рос и уже в 1932-м в институте открылись первые шесть факультетов. Основной контингент студентов составляли так называемые парттысячники. Это немолодые люди возрасте около тридцати пяти лет, имеющие семьи, они прошли через рабфаки, через партийную систему подготовки, и были направлены на учёбу в институты. Парттысячниками их назвали потому что в 1928 году на учёбу в вузы страны ЦК партии направил тысячу коммунистов, так и началось движение "тысячников" за овладение техническим образованием. В 1940-м МЭИ "за успехи в деле подготовки высококвалифицированных инженерно-технических и научных кадров" был награждён орденом Ленина.

В последующие десятилетия МЭИ расширялся, наращивал количество факультетов, открывал филиалы в городах Союза. Сейчас Московский Энергетический институт один из крупнейших в мире в области энергетики, электротехники, радиотехники, электроники и информационных технологий. Собственно, такой статус он не утратил даже в тяжкие 90-е, хотя тогда, конечно, вузу приходилось туго, равно как и всей стране.

Московский институт электроники и математики (МИЭМ) был основан много позже, чем МЭИ, в 1962 году. Весной этого года правительство готовило Постановление "О развитии радиоэлектроники в стране". Однако у Государственного комитета по электронной промышленности СССР не было своего вуза, который бы готовил специалистов целевым назначением в его организации. В итоге приняли решение создать Московский институт электронного машиностроения (название вуз сменил на теперешнее в 1993-м, однако аббревиатура сохранилась). В декабре 1964 года МИЭМ произвел первый выпуск инженеров по новым специальностям, по количеству даже превысив задание правительства.

Сейчас институт готовит специалистов, бакалавров и магистров в области электроники, информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники, прикладной математики, кибернетики и дизайна.

Московский институт стали и сплавов (МИСиС) существует с 1930-го года, тогда он правда назывался Московский институт стали имени И. В. Сталина, а нынешнее имя получил в 1962-м. Профиль института, думаю, понятен по его названию. Металлургия в годы сталинской форсированной индустриализации была одним из ключевых направлений в промышленности, поэтому квалифицированные кадры в этой области требовались в незамедлительно и в огромном количестве. 

В начале 60-х в МИСе был создан единственный в стране факультет полупроводниковых материалов и приборов, где готовили специалистов электронной техники с углубленным материаловедческим образованием. 60-е были временем, когда в стране очень активно взялись за радиоэлектронику, чуть выше я уже писал, что по этой причине и был создан МИЭМ. Для этой отрасли требовались специалисты и по материалам, потребность в которых должен был удовлетворить МИС. 

Примерно такая же история и других многочисленных вузов страны. 

После позорного развала СССР многие учебные заведения остались не у дел. Потребность в квалифицированных кадрах пропала, так как пропала и промышленность. Молодежь шла в вузы разве только для того, что б откосить от армии (я намеренно говорю тут только о юношах, так как девушки очень не часто поступали в технические учебные заведения). Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Отрасли, которые в стране вновь зарабатывали испытывают большую нужду в специалистах, и предприятия оживших отраслей стали самостоятельно прикладывать усилия для ковки необходимых кадров.

Флагман российской радиоэлектроники Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) госкорпорации Ростех, например, тесно сотрудничает с двумя десятками вузов по всей России. Это более 40 кафедр и 45 учебных программ для подготовки будущих специалистов. Речь идет не только о целевой подготовке, но также о совместных исследовательских работах. 

Опорных для КРЭТ вузов насчитывается около десятка, это и Московский авиационный институт (МАИ), и Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, и Уфимский государственный авиационный технологический университет (УГАТУ) и т.д. Все эти вузы в условиях новой индустриализации вновь начинают готовить востребованных на рынке труда специалистов. Возможно, вскоре профессия инженера будет такой же популярной как и модная нынче профессия пиарщика или маркетолога.

Текущее положение дел в российской промышленности внушает уверенность в том, что высшее образование станет действительно полезным ресурсом, а диплом о его получении будет гарантией трудоустройства. В сильном технологически продвинутом государстве должны жить умные образованные люди, специалисты высшего класса, высоквалифицированные рабочие, ученые, чьи научные открытия приносят престиж нашей стране. Надеюсь мне посчастливится увидеть страну, населенную именно такими людьми.

Картина дня

наверх