На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

CCCP

30 819 подписчиков

Белая акация против свастики

 

 

О том, что у истоков «французского» Résistance (Сопротивления) стоят русские, к сожалению, неизвестно практически ничего. Именно они – потомки тех, кто сражался под Бородино, Малоярославцем и Смоленском, оказавшиеся после революции на чужбине, – заложили основу движения Сопротивления и даже придумали ему название La Resistance.

И произошло это в то время, когда потомки наполеоновских шаромыжников в частях СС и вермахта собрались «доделать» на Востоке то, что не сумели их предки.

Первая антигитлеровская подпольная группа «Резистанс» («Сопротивление»), давшая всему движению подхваченное генералом де Голлем название, была организована в августе 1940 года молодыми русскими эмигрантами Борисом Вильде и Анатолием Левицким. Очень важно подчеркнуть дату возникновения этой организации по борьбе с оккупантами: фактически тотчас же после разгрома Франции, в период наивысшей мощи нацистских покорителей Европы.

Интересно, что лучший боец даже второй, «неподпольной» части французского Сопротивления, которая ассоциируется с армией де Голля – русский!

Николай Васильевич Вырубов – кавалер всех (!) высших военных наград Франции. В 1940 году молодой студент Оксфордского университета сын русских эмигрантов Николай Вырубов поддерживает призыв генерала де Голля и вступает в движение Сопротивления. В войсках де Голля он прошёл Сирию, Ливию, Тунис, Италию, юг Франции и Эльзас, дважды был ранен, но возвращался в строй. За доблесть и мужество в борьбе с фашизмом, Николай Васильевич был награждён двумя Военными Крестами, а также редким и почётным орденом – Крестом Освобождения, кавалерами которого стали немногим более тысячи человек…

 

Всего в движении Сопротивления во Франции сражались более 35 тысяч русских и выходцев из советских республик, 7 тысяч из которых навеки остались лежать во французской земле. Однако даже то, что нам сегодня известно об участии этих людей в движении Сопротивления, – это лишь часть реального вклада русской эмиграции в антифашистскую борьбу.

О многих наших соотечественниках – героях Сопротивления не известно ровным счетом ничего. В подпольные боевые организации они вступали под псевдонимами, как того требовали правила конспирации, или под вымышленными иностранными именами. Многих под этими же прозвищами и похоронили как французов и француженок. Многие бесследно исчезли в немецких концлагерях и гестаповских застенках. Те, кто уцелел, вернулись к своей прежней жизни рядовых эмигрантов и эмигранток.

Вклад и участие русских женщин-эмигранток и наших соотечественниц в движение Сопротивления – это особый вопрос, достойный того, чтобы посвятить ему огромные тома. Отдельных книг заслуживают имена А.Скрябиной, А.П. Максимович, С.Б. Долговой, В.Кукарской, А.Тарасевской, И.Бухало, И.Сикачинской, Н.Ходасевич, В.Шпенглер, Р.И. Покровской, Е.Столяровой, Т.А. Волконской… и многих-многих других женщин, геройски отдавших свои жизни в борьбе против коричневой чумы. Этот материал посвящен их памяти.

Женщины Сопротивления

Оторванные от родной земли, попавшие за границу зачастую почти в детском возрасте, наши женщины приняли активнейшее участие в борьбе с фашизмом. Очень многие, рискуя жизнью и своей, и своей семьи, укрывали у себя подпольщиков, союзных летчиков и главным образом, конечно, наших пленных: одевали их и помогали всем, чем могли. Многие состояли в подпольных организациях, были связистками или сражались в партизанских отрядах. В свою очередь, многие из них подверглись аресту, пыткам и ссылке в немецкие лагеря смерти.

Вот лишь несколько примеров самоотверженной борьбы наших соотечественниц в европейском Сопротивлении.

Радистка Лили РАЛЬФ, парашютированная во Франции, погибла в концлагере Равенсбрюк. Активная участница Сопротивления С.В. НОСОВИЧ (награждена Военным крестом), подвергалась избиениям и пыткам в гестапо, была депортирована в Равенсбрюк. О. РАФАЛОВИЧ (награждена Медалью Сопротивления), узница Равенсбрюка. Ирина Александровна КОТОМКИНА, дочь русских эмигрантов первой волны, родилась во Франции, 15-летней девочкой начала борьбу в подпольной организации на оккупированных немецкими войсками территориях. Потом партизанский отряд, в котором она встретилась с Верой Александровной КОНДРАТЬЕВОЙ. Сама Вера Александровна прошла через гестаповскую тюрьму под Минском, откуда ее перевезли во французский лагерь Сент-Омер, где немцы строили аэродром для испытаний Фау-1 и Фау-2. Оттуда она сбежала в город Брюг, а затем в партизанский отряд.

Ариадна Александровна СКРЯБИНА (Сарра КНУТ) – дочь известного композитора, вышедшая замуж за еврейского поэта и участника Сопротивления Довида Кнута. Она была одной из основательниц крупной еврейской организации Сопротивления. Идеологические основы этого движения были заложены в первые же месяцы оккупации Франции. С тех пор Ариадна-Сарра непрерывно боролась с немцами. В партизанском движении она была известна под прозвищем «Режин». В июле 1944 г., за месяц до освобождения Тулузы, Ариадна Александровна погибла в бою на юге Франции с устроившими ей засаду полицаями. Там же, в Тулузе, ей воздвигнут памятник. Посмертно награждена Военным крестом и медалью Сопротивления.

 

 

 

 

 

 

Продолжали свою борьбу с оккупантами и белорусские женщины, оказавшиеся в немецких концлагерях в Европе. Бывшие минские связные Н.ЛИСОВЕЦ и М.АНДРИЕВСКАЯ, партизанка Р.СЕМЁНОВА и другие создали подпольную организацию в концлагере Эрувиль. В мае 1944 года с помощью французских партизан подпольщики сумели организовать побег 63 заключенных. 37 из них были женщины, из которых был создан отдельный партизанский отряд «Родина». Возглавила его выпускница Белорусского государственного университета Надежда Лисовец. Женщины-партизанки провели целый ряд успешных боевых операций против нацистов. За успешное руководство отрядом и эффективную борьбу против оккупантов Надежде Лисовец и Розе Семеновой были присвоены звания лейтенантов французской армии.

Героиня бельгийского Сопротивления

Марина Александровна ШАФРОВА-МАРУТАЕВА совершала дерзкие нападения на немецких офицеров в Брюсселе. 8 декабря 1941 года на площади Порт-де-Намюр ударом ножа был убит майор немецкой армии, помощник военного коменданта Брюсселя. Оккупационные власти арестовали 60 заложников и выдвинули ультиматум: если убийца не сдастся, заложники будут преданы смерти. 12 декабря было совершено новое нападение на немецкого офицера. На этот раз «террорист» не пытался скрыться и был схвачен.

Им оказалась молодая русская женщина, дочь эмигранта. Военный суд приговорил ее к смерти. Несмотря на личное ходатайство бельгийской королевы Елизаветы, просившей помиловать мать двух детей, приговор был приведен в исполнение. 31 января 1942 года М.А. Шафрова-Марутаева была обезглавлена в кельнской тюрьме. В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена Орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

В 2005 году издательство «Терра» выпустило в свет документальную повесть В. Кошута «Обезглавить. Адольф Гитлер», рассказывающую о судьбе и подвиге Марины Александровны Шафровой-Марутаевой.

 

Православное Дело

Целых томов заслуживает история благотворительной организации «Православное Дело», созданной в Париже в 1935 году и возглавлявшейся монахиней матерью Марией (СКОБЦОВОЙ) [Елизаветой Юрьевной КУЗЬМИНОЙ-КАРАВАЕВОЙ] – известной деятельницей русской эмиграции во Франции и одной из самых необычных представительниц «Серебряного века», позже погибшей в газовой камере Равенсбрюка.

Елизавета Юрьевна КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА, или Лиза Пиленко – такова ее девичья фамилия,  родилась в Риге (8) 20 декабря 1891 года в семье товарища прокурора, служившего в местном окружном суде (мать Лизы происходила из старинного дворянского рода Дмитриевых-Мамоновых), – поэт, мыслитель, философ, первая из русских женщин окончивших духовную академию (она даже прочилась в ректоры предполагавшейся женской духовной академии).

Окончив Бестужевские курсы, молодая красивая женщина стремительно вошла в круг петербургской литературно-художественной элиты, где говорила о служении народу и высоких целях поэзии. Она и сама писала стихи (ее второй поэтический сборник «Руфь», изданный еще до революции, помогал составлять Александр Блок) и занималась общественной деятельностью. После революции была избрана заместителем городского головы Анапы, помогала беженцам, солдатам, а через два года оказалась в эмиграции с мужем Д.В.Кузьмином-Караваевым и тремя детьми, поселилась в Париже, где в марте 1932 года в храме при парижском Православном Богословском институте приняла постриг – стала монахиней Марией. Вспоминая позже о Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, митрополит Евлогий, совершавший ее постриг, писал: «Мать Мария… поэтесса, журналистка, в прошлом член партии «с.-р.». Необычная энергия, свободолюбивая широта взглядов, дар инициативы и властность – характерные черты ее натуры».

В июне 1940-го началась оккупация Франции. В случае если немцы возьмут Париж, мать Мария готовилась пешком пробираться в Россию. «Лучше погибнуть по пути в Россию, чем остаться в покоренном Париже», – говорила она.

Приют матери Марии играл огромную роль в жизни русского Парижа. Несмотря на вполне мирный характер этой организации, деятельность которой была сосредоточена на оказании материальной и социальной помощи русским эмигрантам, не сумевшим реализовать себя во французском обществе в предвоенный период (и потому в большинстве своем прозябавшим в нищете), с началом Второй мировой войны и оккупации Франции практически все активные члены «Православного Дела» стали участниками антифашистского движения Сопротивления.

Группа «Православного Дела» сотрудничала с русскими эмигрантскими группами, входившими в состав Сопротивления (ряд боевых организаций Сопротивления состоял исключительно из наших соотечественников, оказавшихся на чужбине), укрывала, нелегально переправляла в неоккупированную зону лиц, подвергавшихся преследованиям нацистских властей, оказывала материальную помощь заключенным концлагерей.

«Я не боюсь за Россию, – говорила в те страшные дни, когда гитлеровцы подходили к Москве, мать Мария. – Я знаю, что она победит. Наступит день, когда мы узнаем по радио, что советская авиация уничтожила Берлин. Потом будет русский период истории… Все возможности открыты. России предстоит великое будущее, но какой океан крови!»

«Русские победы приводили ее в восхищение, – вспоминает эмигрантка Манухина. – Сияющая, она встретила меня громким, на весь двор, ликующим восклицанием: «Наши-то, наши… Уж Днепр перешли! Ну, теперь конечно! Мы победили…» Материнскому ее сердцу больше, чем когда-либо, было теперь кого любить-жалеть, угревать-кормить, спасать-прятать. Об этой ее деятельности в годы оккупации знают те, кто был во Франции в германских лагерях и вне лагерей ее питомцами… При таких обстоятельствах арест Матери – увы! – ошеломляющей неожиданностью не был».

Утром 8 февраля 1943 года в доме на улице Лурмель был арестован 23-летний сын Елизаветы Юрьевны – Юрий, помогавший матери в ее антинацистской деятельности. Гестаповцы заявили, что увозят Юру заложником и выпустят его, как только мать Мария явится к ним. Мать немедленно вернулась на улицу Лурмель, несмотря на уговоры друзей, уверявших, что нацисты обманут и убьют и ее, и ее сына (так и произошло).

Указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с другими героями Сопротивления Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева была награждена орденом Отечественной войны II степени. Режиссер С. Колосов снял о ее подвиге кинофильм «Мать Мария».

«Красная княгиня»

 

 

 

Тамара Алексеевна ВОЛКОНСКАЯ, женщина-врач, жившая на своей ферме в департаменте Дордонь около местечка Рафиньяк. С 1941 года приняла активное участие в партизанском движении.  В 1943 году, после того как началась организация во Франции партизанских отрядов из советских военнопленных, бежавших из лагерей или дезертировавших из власовских частей, расположенных во Франции, – Тамара Алексеевна всецело посвятила себя этому делу.

 

Работа Т.А. Волконской была чрезвычайно разнообразна: уход за ранеными и больными, в качестве врача на ее хуторе, превращенном в санпункт; пропаганда и распространение прокламаций, призывающих власовцев вступать в партизанские отряды (только за один день в «маки» перебежали 85 советских бойцов в полном вооружении). Наконец, борьба с оружием в руках в рядах партизанского отряда капитана Александра Хетаурова. Вместе с этим отрядом Тамара Алексеевна участвовала в боях за освобождение многих городов юга-запада Франции.

Чтобы иметь возможность передвигаться, не вызывая подозрений, Тамара Алексеевна работала с французскими документами на имя Терез Дюбуа, но среди советских и французских партизан она была более известна под прозвищем «Красная княгиня».

31 марта 1944 года Тамара Алексеевна была арестована в местечке St-Pierre-Chinau, подверглась пыткам, никого не выдала, ни в чем не призналась. После освобождения с удвоенной энергией продолжила свою партизанскую работу.

После освобождения Дордони от оккупантов в августе 1944 г. лейтенант ФТП Волконская в качестве врача 7-го батальона ФТП отбыла на фронт…

За мужество и отвагу, проявленные в антифашистской борьбе во Франции в годы Второй мировой войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1985 г. Тамара Алексеевна Волконская была награждена орденом Отечественной войны второй степени.

Легендарная Вики

 

 

 

Одно из самых громких и знаменитых имен европейского Сопротивления – Вера «Вики» Аполлоновна ОБОЛЕНСКАЯ.

Урожденная Макарова, родилась в Москве 4 июня 1911 года. В 1940 году, вскоре после оккупации Франции, Вера Аполлоновна вошла в один из подпольных кружков, где получила псевдоним «Вики». (Ее супруг протоиерей Николай Оболенский также сражался в Сопротивлении с первых дней его существования). Основательница, генеральный секретарь подпольной организации ОСМ (Organisation Civile et Militaire – «Гражданская и военная организация»).

Со временем организация наладила связь с представителями де Голля в Лондоне и стала одной из самых крупных и разветвленных во французском Сопротивлении. ОСМ занималась разведывательной деятельностью, организовывала побеги за границу военнопленных, готовила оружие и резервистов для перехода к активным боевым действиям, которые планировалось начать одновременно с высадкой союзников во Франции.

Вера Аполлоновна как патриотка и как генеральный секретарь ОСМ принимала во всем этом активное участие. Ей было присвоено воинское звание лейтенант. Она встречалась со связными и представителями подпольных групп, передавала задания организации и принимала донесения. В ведении Оболенской  находилась обширная тайная переписка, копирование секретных документов, составление сводок.

«Вики» была арестована на одной из конспиративных квартир 17 декабря 1943 года. Участница Сопротивления С. В. НОСОВИЧ вспоминала: «Нас поочередно повели на допрос. Это был настоящий «идеологический» экзамен. Допрашивали нас 5 гестапистов с 2 переводчиками русского и французского языка. Играли они, главным образом, на нашем эмигрантском прошлом, почти что уговаривая нас отколоться от столь опасного движения, шедшего рука об руку с коммунистами. На это им пришлось выслушать нашу правду. Ни на какие их «крестовые идеологические походы» против коммунистов Вики не поддалась и подробно объяснила им их цели уничтожения России и славянства: «Я – русская, жила всю свою жизнь во Франции; не хочу изменять ни своей родине, ни стране, приютившей меня. Но вам, немцам, этого не понять»…

С нами вместе поместили одну советскую молодую девушку, докторшу по профессии. Более очаровательного внешнего и внутреннего облика трудно было себе представить. Ее приговорили к смерти в Берлине за пропаганду против войны и за связь с немецкими коммунистами. Тихая, скромная, она мало говорила о себе. Рассказывала главным образом о России. Нас поражала она своей спокойной уверенностью в необходимость жертвы своего поколения для благополучия и счастья будущего. Она ничего не скрывала, говорила о тяжелой жизни в России, о всех лишениях, о суровом режиме, и всегда прибавляла: «Так нужно это тяжело, грустно, но необходимо». Встреча с ней еще более укрепила желание Вики ехать на родину. Они сговорились непременно встретиться там, – и обе погибли в Берлине. Сперва Вики, а потом, позднее, она».

Гестаповцы пытались апеллировать к Оболенской как к представительнице антибольшевистской эмиграции и склонить ее к сотрудничеству. Поднимался вопрос и о «необходимости борьбы с еврейством». Но все попытки найти взаимопонимание «на идеологическом уровне» не привели к нужному нацистам результату.

Оболенская заявила, что нацисты ведут войну не только против большевизма, но преследуют также цель окончательно ликвидировать российскую государственность, что не дает ей возможности сотрудничать с немцами. Кроме того, она заявила, что, будучи христианкой, не разделяет идею превосходства арийской расы.

Отступая из пределов Франции, немцы увезли с собой часть особо ценных узников. Попавшая в их число В.Оболенская была доставлена в Берлин. 4 августа 1944 г. она была гильотинирована в берлинской тюрьме Плетцензее (Plotzensee).

За свой вклад в освобождение Европы от нацизма Вера «Вики» Аполлоновна Оболенская посмертно награждена рыцарским Орденом Почётного Легиона, Военным Крестом с Пальмовыми ветвями и медалью Сопротивления. Фельдмаршал Б.Монтгомери специальным приказом от 6 мая 1946 г. выразил свое восхищение заслугами, «оказанными Верой Оболенской, которая в качестве добровольца Объединённых Наций отдала свою жизнь, дабы Европа снова могла стать свободной».

В Советском Союзе имя В.А.Оболенской было включено в список «группы соотечественников, проживавших во время Великой Отечественной войны за границей и активно боровшихся против гитлеровской Германии». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1965 года она была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Источник

Картина дня

наверх