Была.
Утром 10 сентября 1975 года в ленинградском аэропорту Пулково украинский спортивный журналист Давид Аркадьев случайно встречает своего знакомого артиста ленинградского Большого драматического театра, Олега Борисова (известного по роли Свирида Петровича Голохвастова в комедии За двома зайцами). Борисов в полном восторге бросается к своему товарищу. Только что из сухого сообщения ТАСС он узнал сенсационную новость. В Мюнхене, на Олимпийском стадионе, киевское Динамо выиграло у действующего обладателя Кубка европейских Чемпионов местной Баварии со счетом 1:0. Этот матч за Суперкубок транслировала вся Европа. И только в СССР игру не транслировали ни по телевизору, ни по радио.
- Вы только подумайте. Кто? Мальчишки! - восторгается Борисов.
Борисов хорошо знал внутреннюю кухню киевского Динамо, так как дружил с ее тренерами Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем. Борисов был страстным болельщиком киевского Динамо, и в период своей работы в Украине, и длительный период работы в Ленинграде и Москве. «Он знал в каком состоянии полетела команда, - рассказывает мне Аркадьев. – Половину команды травмированы. Много молодых игроков. Вот почему восторг. Он понимал против кого играет Динамо Киев».
Итак, 9 сентября киевское Динамо в полной информационной блокаде наносит поражение мюнхенской Баварии, в составе которой «звезды» планетарной величины – Зепп Майер, Георг Шваценберг, Франц Беккенбауэр, Карл-Хайнц Румминигге, Юпп Каппелльман – прошлогодние чемпионы мира.
Давид Аркадьев и Олег Борисов хоть и были близки к высшему руководству Динамо, но о победе киевлян узнали в ночь с 9 на 10 сентября, как и вся страна, со скупых строчек, нет, со скупой строчки информагентства ТАСС. Вот она: «В первом матче на Суперкубок киевское Динамо со счетом 1:0 победило мюнхенскую Баварию. На 67-й минуте гол забил Олег Блохин». И все!
И вот впереди 6 октября ответная игра в Киеве.
Игр за Суперкубок между советской и немецкой командой могло бы и не быть. Во-первых, тогда еще розыгрыш этого кубка был неофициальным соревнованием. Официальным он как раз стал после Киева. Во-вторых, игра с командой из ФРГ, по оценке полузащитника легендарного клуба Динамо (Киев), Владимира Веремеева, имела большие политические риски.
Вот что он говорит: «[Партийное] руководство говорило нам: а если вы проиграете? Как это, мы победили Германию во Второй мировой войне, а вы проиграете, это будет нанесен политический урон. Ну, нашим тренерам удалось уговорить высшее руководство страны. Они согласились».
Напомню 1975 год – 30 лет победы над фашизмом. То, что в ФРГ фашизмом уже и не пахнет никого не сдерживает. До последнего года правительство ФРГ возглавлял канцлер Вилли Брандт, известный кроме всего прочего тем, что после прихода в Германии к власти нацистов вступил с гитлеровцами в открытую борьбу и во время Второй мировой сражался на стороне антигитлеровской коалиции. В Москве это конечно не помнили. А если и помнили, то не афишировали. А как же иначе? Кругом враги, фашисты, бандеровцы. Вот вся кремлевская концепция со времен Иоанна Грозного по сей день.
(К слову, Давид (Дэви) Аркадьев категорически не согласен с версией Веремеева, что руководство страны, как-то влияло на решение играть с немцами суперфинал, или нет).
Тем не менее, Веремеев далее говорит об ажиотаже в подготовительный период перед ответной игрой с Баварией: «Была сложная обстановка. К нам [на тренировки] столько приезжали, ветераны войны, партийные и комсомольские работники, не давали готовиться. Говорили нам, что мы должны не проиграть немцам и т.д».
Купить билеты на матч было практически невозможно. Центральный стадион в Киеве вмещал 100 тыс зрителей. Заявок – 650 тыс. У спекулянтов билет на руках доходил до 100 рублей. Почти месячная зарплата советского инженера.
Дэви Аркадьев, в своей книге о киевском Динамо - Два сезона - описывает любопытный эпизод. Когда самолет с игроками ФК Бавария сел в аэропорту Борисполь его встречали журналисты и не только. Один из «и не только» прославленный советский футбольный вратарь, игрок московского Динамо Лев Яшин, первый советский обладатель Золотого мяча (сейчас у Лионеля Месси таких мяча четыре).
Вратарь баварцев Зепп Майер бросился к Яшину обниматься.
- Сколько вам было лет, когда вы стояли в воротах сборной ФИФА, - спрашивает Майер у Яшина.
- Сорок.
- Слышишь, Зепп, - раздается голос старшего тренера баварцев Деттмара Крамера, - Ты можешь играть еще 9 лет.
- А как вам нравится Олег Блохин? - теперь уже об этом спрашивают Майера, пропустившего в Мюнхене мяч от киевского форварда.
- Лучше бы он играл в нашей команде – отвечает немецкий киппер.
Майер, как в воду глядел. Действительно, для Баварии лучше бы Блохин играл за них. В Киеве, 6 октября, в ответном поединке, одиннадцатый номер динамовцев дважды поразил ворота немцем. 2:0. Стотысячник гудел. Киев не спал всю ночь. Ради того чтобы выпустить материал в свежем номере Комсомольской правды пришлось задержать отправку газеты в типографию, вспоминает Аркадьев. Он был первым и пожалуй единственным из репортеров кто сразу после игры прорвался в раздевалку динамовцев и собрал первые комментарии от героев дня. Такие предвестники современных флеш-интервью, легли в основу статьи в Комсомолки.
На пресс-конференции, после игры тренер немецких чемпионов Деттмар Крамер сказал:
- Я поздравляю наших соперников. Киевское Динамо сегодня доказало, что это лучшая команда Европы.
Ни до этой игры, ни после, ни одна советская или постсоветская команда никогда не взбиралась на этакую колокольню. (уточнение от внимательного читателя Миколи Унгуряна - в 2008 Суперкубок выиграл питерский Зенит. Миколо, красно дякую).
- Пользуясь тем, что здесь присутствует президент УЕФА, синьор Артемия Франки, мы предлагаем узаконить матчи за Суперкубок, - предложил Валерий Лобановский, старший тренер киевлян. - Такие игры – вершина футбола.
- Сегодняшний матч – лучшая реклама футбола, - отвечает президент УЕФА. - Победа досталась действительно сильнейшей команде. Что касается официального признания турнира… Оно следует после того, как турнир завоевал популярность. А сегодняшний матч свидетельствует: розыгрыш Суперкубка вызвал громадны интерес у зрителей.
Со следующего сезона розыгрыш суперкубка УЕФА стал официальным турниром. Так что без преувеличения можно сказать, что Лобановский, как минимум - соавтор идеи этого престижного розыгрыша, а Киев – место его рождения. (Еще в 1973 году журналисты нидерландского издания Телеграф предложили провести игру за Суперкубок между командой, которая выиграла Кубок Европейских Чемпионов и командой, что выиграла Кубок кубков. И только с 1976-го, после киевского матча, турнир стал официальным и проводился он уже под эгидой УЕФА).
Кубок наш
P.S. В году, этак 1976, я с родителями поехал в гости к родственникам папы в Молдавию. Вечером в небольшом поселке городского типа Единцы, в доме дяди Давида и тети Клары, по традиции того времени я, как самый младший член семьи, к тому же единственый мальчик среди кучи девочек, был взгроможден на табурет, чтобы оттуда на память зачитать взрослым... нет, нет не стишок Агнии Барто, а полный состав киевского Динамо. Наверно это было круто. Даже у меня, семилетнего малыша, имена Трошкина, Мунтяна, Блохина, Рудакова и т.д. вызывали священный трепет. Не вполне осознанный, но очевидный. Мы победили немцев. И каждое поколение по своему трактовало этот триумф.
Чтобы помнили:
- Евгений Рудаков
- Анатолий Коньков
- Валерий Зуев
- Михаил Фоменко (нынешний тренер сборной Украины)
- Стефан Решко
- Владимир Трошкин
- Владимир Мунтян
- Владимир Онищенко
- Леонид Буряк
- Владимир Веремеев
- Олег Блохин
Ст.тр. Валерий Лобановский; Олег Базилевич
Обозреватель НВ
19 октября
http://nv.ua/opinion/Paskhover/dinamo-kiev---luchshaja-koman...