Владимир Якунин: Сейчас ни у кого язык не повернется назвать БАМ дорогой в никуда!
Во вторник, 8 июля, в Тынде отпраздновали 40-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Именно этим днем датировано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР No 561 от 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», которое, как принято считать, и дало старт современному БАМу.
С утра в городе накрапывал дождик, а часы-термометр на площади тындинского вокзала показывали всего +13. Но это не испортило праздничного настроения.
Торжества начались со встречи на вокзале почетных гостей - ветеранов БАМа. Строители и железнодорожники приехали на эстафетных поездах, вышедших навстречу друг другу из Хабаровска и Иркутска. Это уже успело стать доброй традицией: как когда-то продвигались навстречу друг другу с Запада и Востока путеукладочные бригады Ивана Варшавского и Александра Бондаря, так теперь в столицу БАМа на празднование юбилейных дат навстречу друг другу идут эстафетные поезда. А на их локомотивах начертаны имена прославленных бригадиров.
Слезы и улыбки праздника
Фото: Евгения ГУСЕВА
Иван Варшавский, который живет в Тынде, пришел на вокзал задолго до прибытия поездов. Александр Бондарь приехал на одном из них - ровно в 10.30 по местному времени оба состава прибыли в Тынду, напомнив о «золотой» стыковке. Ветеранов встречали волонтеры с флагами и оркестр.
- Ну, здравствуй, Тында! Сколько лет! - выходит из вагона Герой Соцтруда Анатолий Гусев. - Я строил этот город! Мы за 23 дня девятиэтажку могли возвести. Да не просто поставить, лишь бы было, а качественно строили - все дома сейсмоустойчивые, до пяти баллов выдерживают… И до сих пор стоят!
Праздник чем-то напомнил День Победы. Ветераны БАМа уже не молодые, с орденами и медалями на груди. Слезы, улыбки, дружеские объятия, крепкие рукопожатия. Люди, когда-то съевшие вместе не один пуд соли, и которых после окончания бамовской эпопеи жизнь раскидала по разным уголкам страны, снова встретились спустя столько лет.
- Строителям Бурятского участка - ура!.. - кричит женщина с медалями на груди.
- Ур-р-а-а-а!!! - громким хором отвечает ей толпа из двадцати человек. Многие идут в касках с надписью «Куанда. Золотое звено» и в тех самых боевках, в которых строили магистраль.
- Сережа!
- Лев!
Двое немолодых уже мужчин с улыбками идут навстречу друг другу. Это первый начальник станции Тында Сергей Шатохин и первый начальник еще строящегося БАМаЛев Баторев.
- Ты слышал? Второй путь будут строить! - говорит товарищу Лев Баторев.
- Конечно, слышал! Наконец-то нашу магистраль перестали считать бесперспективной дорогой! А то был период... БАМ нужен стране, мы не зря его строили. А второй путь - считай, второе дыхание для магистрали! - отвечает Сергей Шатохин.
Чуть поодаль от них с ностальгической улыбкой смотрит на перрон и поезда бывший мэр города Пензы Александр Калашников. Ровно 30 лет назад, когда БАМ сдали в эксплуатацию, Александр Серафимович был начальником первого поезда, прошедшего по магистрали.
- Я приехал на БАМ в самом начале стройки. Но работал не здесь, а в Хабаровском крае, строил станцию Амгунь. А потом начальником поезда стал. Приехали на стыковку… Сколько народу было! Такие празднования масштабные! - вспоминаетАлександр Калашников.
Сразу после встречи ветеранов на привокзальной площади прошел митинг, на котором выступили президент РЖД Владимир Якунин, замминистра транспорта Алексей Цыденов, начальник Главного управления железнодорожных войск Олег Косенков, губернаторы краве и областей, по которым проходит магистраль.
Глава РЖД Владимир Якунин и замминистра транспорта Алесей Цыденов (справа) на открытии учебного центра
Фото: Евгения ГУСЕВА
- Дорогие бамовцы! Спасибо вам, за то что вы сумели это сделать - построить такую магистраль в тяжелейших природных условиях! Если бы не БАМ, экономическое развитие России затормозилось бы. Сейчас ни у кого не повернется язык сказать что БАМ - это дорога в никуда. Будет второй путь. Вдвое увеличится пропускная способность магистрали. Развитие БАМа - наша приоритетная задача. - поприветствовал ветерановглава РЖД Владимир Якунин.
Сегодня БАМ работает в полную мощь: если в 1980 году грузооборот на Восточном полигоне страны составлял 336 млрд тонно-км, то в 2013 году он увеличился практически в два раза и достиг 535 млрд тонно-км, рассказал Якунин.
- БАМ стал делом жизни тысяч молодых людей, их энтузиазм и несгибаемая воля смогли воплотить смелые идеи в реальность. Сегодня на государственном уровне принято решение о развитии БАМа, в результате чего его пропускная способность увеличится вдвое, в Приамурье будет реализован ряд крупных инвестиционных проектов, - сказалгубернатор Амурской области Олег Кожемяко.
- Благодаря усилиям бамовцев, которые строили магистраль в течение многих лет, Амур и Байкал смогли подать друг другу руки, город Комсомольск-на-Амуре получил мост через Амур. - напомнил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. -Сегодня БАМ является надежнейшей платформой для развития экономики областей и краев, которые находятся вдоль этой железной дороги.
После высокие гости отправились открывать новый Учебный центр подготовки железнодорожных кадров. Здание построено с нуля вблизи тындинского вокзала и оборудовано новейшими технологиями: тренажерами, проекторами, интерактивными досками, макетами.
- Для того чтобы БАМ процветал и развивался, необходимы молодые специалисты, - сказал Владимир Якунин. - Именно поэтому было принято решение построить новый учебный центр, который и должен стать точкой притяжения для тех, кто хочет овладеть железнодорожными профессиями.
Новое поколение бамовцев
Фото: Евгения ГУСЕВА
Учебный центр - не единственная новостройка в столице БАМа, сданная к 40-летию магистрали. В городе наконец-то начал решаться больной вопрос переселения людей из ветхого жилья. И в живописном месте, у одной из сопок вырос целый микрорайон малоэтажных домов с цветными крышами и фасадами, куда уже переехали новоселы.
Вечером, когда на прямую связь с тындинцами вышел президент Владимир Путин, по телемосту он пообщался и с хозяевами новых квартир.
- БАМ носил и высокое военно-стратегическое, и народно-хозяйственное значение, - напомнил президент, поздравляя бамовцев. - Работа по строительству проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, требовала огромного напряжения сил всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали. Они совершили трудовой подвиг. Сегодня мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа и закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы.
В время видео-моста также прошла укладка «серебряного» звена железнодорожного пути на участке Таксимо – Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, которая ознаменовала начало нового масштабного проекта – БАМ-2. Его общая стоимость - 562 млрд рублей, из которых 302 млрд. составят средства РЖД, а оставшиеся 260 млрд будут профинансированы из Фонда национального благосостояния и федерального бюджета. Уже в этом году предполагается выполнение работ на сумму более 60 млрд. рублей. Планируется ввести в эксплуатацию два перегона на участке Лена – Хани, и два разъезда на участках Тында – Улак и Улак – Новый Ургал.
...Целый день в Тынде продолжались праздничные мероприятия — награждение ветеранов, народные гуляния, выставка-ярмарка «Тында-экспо», а завершились торжества большим концертом с участием таких звезд, как Людмила Сенчина, Олег Митяев, Валерий Сюткин и группа Би-2.